Менее чем за полгода имя ФК Севастополь переместилось из раздела футбольных новостей в плоскость скандалов и разбирательств.
Олег Кононов, Football.ua
Как же получилось, что при выходе в высший свет резко дали о себе знать внутриклубные проблемы, на которые около полутора лет никто не обращал внимания. В данном материале мы попытаемся раскрыть эту тему.
Хотелось придумать какое-то красивое название, вроде "русский бунт – бессмысленный и беспощадный", но, увы, ядро конфликта отнюдь не в бунте, а в том, что этот самый бунт и вызвало.
Предыстория конфликта
Пожалуй, не лишним будет напомнить, что парой недель ранее в украинском футболе состоялось отнюдь не самое рядовое событие. В матче между ФК Севастополь и Днепром на 55-й минуте игрового времени сектор севастопольских ультрас забросал поле фаерами и оторванными креслами. Без всяких заявлений, баннеров. Лишь оскорбительные возгласы в адрес руководства клуба, длившиеся весь первый тайм, хоть как-то могли пролить свет на причину столь бурной реакции самых активных болельщиков.
Впоследствии в СМИ начали звучать версии, дескать, причиной для столь бурного протеста является инцидент в Запорожье. Тогда, напомним, в связи с несогласованными действиями клубов около полутора сотни людей, приехавших из Севастополя на Славутич-Арену, оказались заперты в буферной зоне между улицей и стадионом, что на нашем сайте довольно подробно расписывалось одним из очевидцев всего происходящего. Однако это лишь поверхностная версия. Недовольство действиями руководителей клуба в рядах болельщиков (как активных, так и не очень) зрело уже довольно давно, а "запорожская клетка" стала лишь последней каплей, переполнившей чашу терпения. Возможно, кто-то возразит, что нет в природе причин для столь радикальной акции, но, быть может, в наших реалиях лишь маргинальный протест возымеет свое действие, тогда как все эти тривиальные митинги уже давно никого не впечатляют. Вот когда райотдел милиции штурмуют – это другое дело. Сразу вся страна услышала. Вот и здесь ситуация схожая. Информационный эффект оказался, пожалуй, даже круче, нежели того предполагали участники самого представления.
О претензиях к руководству клуба можно говорить очень долго, но это будет чрезвычайно нудно. По большому счету, все лежит на поверхности. В руководстве клуба находились (и находятся до сих пор) люди, крайне далекие от непосредственно футбола и всего с ним связанного. Соответственно, в клубе, наверное, даже и не слышали о некоторых жизненно необходимых для футбольного клуба вещах, вроде работы с болельщиками, связей с общественностью и ведения околофутбольного хозяйства. Крайне спорные решения в данных сферах неоднократно заставляли обычных болельщиков хвататься за голову, сталкиваясь с деяниями руководителей. И если в первой лиге все это, по большому счету, никому не было интересно, то с выходом в элиту отечественного футбола, бреши в понимании происходящего у руководства начали зиять на всю страну. Здесь и подорожание абонементов на 40% (и это после обещаний годичной давности, что с выходом в "вышку" и без того высокие цены останутся прежними), и вдрызг проигранная информационная кампания после игры первого тура против Черноморца, когда в глазах общественности именно хозяева оказались крайними, благо генеральный директор севастопольцев в интервью одному из каналов, проронил фразу, дескать, местные болельщики тоже неадекватны (вот уж действительно иногда лучше молчать, чем говорить), и проколы в организации автопробегов, и постоянный прессинг "ультры", и неадекватная реакция на инициативы проведения "перфов" от рядовых активных болельщиков, и изменение целого ряда местных традиций. Ах да, все это в сопровождении активной аренды футбольных деятелей из Донецка, от чего, разумеется, в городе русских моряков тоже никто не в восторге. И это еще все забыли о позорном предложении Металлургу переиграть тот самый матч уже после ничьи в Черновцах. Наверняка все недовольство происходящим так и продолжило бы колобродить по "интернетам", если бы ни "запорожская клетка", ставшая последней каплей.
И ведь любому мало-мальски понимающему человеку очевидно, что после столь крупной лажи нужно было хотя бы прилюдно извиниться перед болельщиками, проехавших 500 километров своим ходом, дабы поддержать свою команду. И это бы изрядно охладило горячие умы "ультры", уже вынашивавшей радикальные планы. Но никаких публичных извинений от руководства севастопольские болельщики не дождались. Не дождались даже тогда, когда это самое руководство уже было заранее осведомлено, что на матче с днепрянами будет громкий протест в виде использования пиротехники и подручных средств (читай кресел, ибо под руками больше ничего нет). Вместо этого руководство клуба решило до конца давить свою линию, поставив подле болельщицкого сектора "автозак", дабы неповадно было. "Ультра" оказалась не из пугливых и от своей идеи не отказалась, сделав все, чтобы сорвать поединок против Днепра. Спасибо Труханову за волевое решение доиграть встречу до конца. Но всех собак в итоге повесили на одну лишь "ультру", которая была во всеуслышание названа президентом идиотами, негодяями и якобы подлежит немедленному роспуску. А причины, подвигнувшие молодые умы на столь рьяный протест, остались где-то в стороне. Вот мы и попробуем вернуть их центр внимания.
Кононов как прообраз английского менеджера в Севастополе
Так как же получилось, что у довольно обеспеченного клуба, как ФК Севастополь, у руля не оказалось никого, кто более-менее сносно понимает в специфике существования футбольного клуба? Для ответа на этот вопрос необходимо заглянуть в недалекое прошлое. Все примерно знают, что накануне старта севастопольского клуба в высшей лиге несколькими годами ранее на руководящие роли заступил СМАРТ-Холдинг, обзаведясь решающим голосом за счет серьезных инвестиций. Полностью отодвигать от дел бывшего президента не стали, но, по сути, все ключевые решения оставались за людьми из холдинга, а именно председателем наблюдательного совета Алексеем Пертиным.
Поначалу все шло очень даже здорово. Был реконструирован компактный стадион, открыт клубный магазин и многое-многое другое. Особая заслуга в развитии клуба в тот период принадлежит Давиду Тетруашвили (назначенному холдингом), что было поощрено последующим карьерным ростом относительно молодого функционера, уделявшего особое внимание именно нефутбольной составляющей, что крайне необходимо современному клубу. Однако, увы, непосредственно спортивная составляющая того времени оставляла желать лучшего. Тренерская чехарда и неудачное стечение обстоятельств (странное поражение Динамо в Мариуполе, когда Ильичевец под занавес встречи сумел вырвать победу, проигрывая по ходу встречи в два мяча) привели к тому, что ФК Севастополь вылетел в первую лигу.
Ряд странных кадровых решений привел к тому, что к середине сезона 2011/12 перспективы выхода в высшую лигу просматривались весьма размыто. Тогда Александру Красильникову, к чьему мнению Новинский (глава Смарт-холдинга) все же иногда прислушивается, удается вернуть на тренерский мостик Сергея Пучкова, который в Севастополе считался своим. Однако в противовес этому глава НабСовета от Смарта приводит в клуб Кононова, который назначается… генеральным директором. Впрочем, все потихоньку начинают догадываться, что белорусского специалиста, известного по работе с Карпатами, в Севастополь пригласили отнюдь не для того, чтобы протирать штаны в кабинетах. Становится понятно, что Кононов пришел с прицелом на мостик главного тренера, а по замыслу Пертина (у которого были идеи отличные от того, что предлагал Красильников) – так и вовсе менеджера на английский манер. То есть фактически главного в клубе человека, кем он постепенно и становится. После печальных событий в конце того сезона (победа над Запорожьем и ничья в Черновцах) "смартовское" руководство получает повод избавиться от Пучкова и, наконец, реализовать свою идею с менеджером. Подобное решение было очень неоднозначно воспринято севастопольскими болельщиками, поводов для недовольства которых изрядно прибавилось после стартовых неудач в первой лиге прошлого розыгрыша. Параллельно с ним, Кононову становится понятно, что разрываться между непосредственно тренерской деятельностью и управлением всеми делами клуба – чрезвычайно сложная задача, и в результате приглашается человек со стороны, для которого даже придумывают новую должность.
Пост директора по стратегическому развитию (оцените высоту полета фантазии) занимает некий Алексей Онищенко, не известный доселе футбольному люду страны. Ранее данный персонаж работал в компании "Адидас", и его уход оттуда сопровождался откровенно дурными слухами. И этот человек, ранее не имевший ничего общего с футболом, фактически становится главным в футбольном клубе, так как глава НабСовета Пертин влезать в дела не хочет. И вправду, проект "английского менеджера" в лице Кононова запущен, соответственно лишний раз рыпаться ни к чему, Красильникова к власти уже не подпускают, а функции, которые ранее весьма успешно исполнял Давид Тетруашвили (которого ради Кононова переместили с генерального директора до коммерческого), на себя перетягивает тот самый Онищенко. Перетянуть-то перетянул, но вот потянуть не сумел. И это еще мягко говоря. Таким образом, Тетруашвили окончательно отодвигают от клуба, где начинается эпоха Кононова. Эпоха, венцом которой стала "клетка" в Запорожье, бегство тренера в Краснодар и бунт болельщиков. Откровенно говоря, конец вышел бесславный.
Итоги севастопольской деятельности Кононова
За время управления клуба Кононовым и его командой в клубе сумели провалить почти все, за что брались. В прессу так и не прорвалась информация о забастовке обычных сотрудников клуба, случившаяся этой весной. Кто бы мог подумать, но во вполне преуспевающем клубе, который на тот момент едва успел подписать трех игроков из киевского Арсенала, а также арендовал Кожанова, не могут выплатить копеечные зарплаты рядовым работникам, вроде поваров, сотрудников пресс-службы и иже с ними. И это при том, что непосредственно в команде подобных проблем нет, благо ее опекает глава всего данного проекта – Кононов. Итогом той ситуации, когда высшему руководству (читай, Новинскому) окончательно стало ясно, что идея "английского менеджера" у нас не приживается, в клуб был назначен хозяйственник, имеющий опыт работы в печально известном симферопольском Игросервисе – Виктор Москвитин. Ему отвели роль генерального директора. То есть деятельность директора по стратегическому развитию (который де-факто оказался тем самым директором), по сути, официально была признана неудовлетворительной, но увольнять его не стали, так как за подопечного всегда горой стоял сам Кононов, который для Смарта являлся ключевой фигурой всем этом проекте.
А вот с Москвитиным отношения у Кононова уже откровенно не сложились, что постепенно начало приводить к некоторому недопонимаю, к примеру, звонкам тренера напрямую высшему руководству холдинга для решения оперативных проблем локального характера, вроде полива газона и покупки новой резины для клубных автобусов. Видимо, данные события разочаровали Кононова, и, вполне возможно, именно этот фактор стал решающим в его уходе. Но ведь люди, которых он посадил на управленческие должности, свою профпригодность не подтвердили, поэтому обижаться можно лишь только на себя.
Тем не менее наставник продолжил проводить прежнюю трансферную политику, работая лишь со "своими" агентами. Именно таким образом в клубе появилась вся арендованная гвардия, взятая у донецкого Шахтера (в Карпатах подобные трансферы, помнится, тоже имели место быть). Разумеется, положительной реакции на подобное быть априори не могло, и данный аспект стал еще одним шажком на пути болельщиков к протесту. Ведь никто и в мыслях не мог допустить, что это Кононов самостоятельно проводит столь спорную трансферную кампанию, привлекая игроков в аренду. Персона белорусского наставника практически полностью пленила севастопольскую публику за малым исключением в лице заядлых "пучкистов". Все было принято валить на руководство, подсовывающее отличному тренеру арендованных.
Именно в связи с почти непоколебимым авторитетом уход тренера стал настоящим шоком для абсолютно всего футбольного Севастополя. От рядового болельщика до главы НабСовета, который довольно растерянно заявил о пункте в контракте с Кононовым. В контракте, который, судя по всему, белорус составил самостоятельно, будучи генеральным директором и тренером одновременно. Пункт гласил, что тренер может покинуть свой пост в случае поступления более интересного предложения. Вот и скажите, на милость, что это за контракт, если в любой момент тренер может просто взять и оставить свою должность? Зачем тогда вообще контракт составлять с баснословной зарплатой? Очередное проявление "профессионализма".
Впрочем, здесь критиковать высшее руководство довольно сложно. Доверие к тренеру, опять же, было всеобъемлющим. Кононов неоднократно в интервью заявлял, что собирается строить здесь команду европейского уровня, заверяя всех в собственной преданности делу. А на самом деле оказалось, что при первой же возможности Кононов сбежал в Краснодар, более выгодный как финансово, так и "карьерно", благо Галицкий уже давно построил все необходимое. Прекрасно помню это дурное недопонимание, что царило среди болельщиков, возвращающихся из Запорожья. Мало того, что на матч так и не попали, команда показала сомнительную игру, так еще и такой странный поворот. Ощущение не из лучших.
Жизнь продолжается… Без Кононова
По сути, выходит, что именно деятельность Кононова во главе клуба привела к тому, что некомпетентность руководящих деятелей заставило болельщиков "ультры" взяться за фаера (у всех свое оружие). Оценивать действия самых активных болельщиков довольно сложно. Очень многие любители футбола согласны с общей сутью протеста, но не могут принять форму этого самого протеста. Что, конечно, не помешало большинству, пришедших на стадион, кричать "позор" в адрес "ультры". А ведь протест был всего лишь для того, чтобы на глазах у приехавшего Новинского указать на полное отсутствие компетентности у текущего руководящего состава и необходимости срочных перемен. Глава Смарт-Холдинга и с недавних пор депутат Верховной Рады подошел к рядовому болельщику, выслушал все накопившееся, но в послематчевом интервью, все равно назвал часть болельщиков негодяями и идиотами, что стало главной линией поведения для всех руководителей клуба разных мастей (разве что спортивный директор и по совместительству душа клуба Репенков публично извинился на… брифинге в МВД). О причинах, заставивших "ультру" пойти на столь радикальные меры, никто и думать не хотел, благо козла отпущения даже искать не пришлось.
Клуб, получив поддержку основной массы болельщиков, которым все мелкие перипетии и управленческие моменты особо не важны, устроил карательную акцию, волевым решением отозвав абонементы на сектор "ультрас" и, соответственно, перестав продавать билеты лидерам движения. К слову, именно это решение вкупе с громкой реакцией так называемой "кузьмы" сразу после инцидента в матче с Днепром, позволило Александру Красильникову отстоять возможность избежать дисквалификации стадиона на недавнем КДК. Налицо умное, оперативное и эффективное управление подручными средствами. То есть именно то, чего так не хватало клубу в эпоху Кононова, начавшаяся после того как от дел был отодвинут Давид Тетруашвили. К слову, времена управления клубом уроженцем Грузии сегодня воспринимаются как потерянный рай. Хватит ли смелости и решимости у руководства Смарт-Холдинга признать свои ошибки и вернуть всех достойных на свои посты? Очень хочется в это верить.
Пока что все в руководстве клуба нацелены на то, чтобы убрать со стадиона "ультрас", что по нынешним временам в Севастополе отождествляется чуть ли ни со вселенским злом и главным криминальным элементом. В то время как все забыли, что именно сектор "ультрас" всегда задает тон всему стадиону, и основным лейтмотивом одиозного поступка был душевный порыв во благо будущего клуба. А сейчас их даже на выездах на гостевые сектора не пускают.
Остается лишь надеяться, что в ближайшее время стороны, наконец, одумаются, перестанут искать врагов в своих рядах и сядут за стол переговоров. В клуб уже вернулся человек, призванный отвечать за работу с болельщиками. А этого не удавалось добиться за все время эпохи Кононова, ознаменовавшаяся "левыми" людьми в руководстве, полной закрытости команды и абсолютному игнору болельщиков, как составляющей части футбольного клуба. Ни на какие переговоры никто в клубе идти не собирался, а после метания фаеров руководители оперативно согласились на встречу в прямом эфире местного телеканала, где среди гостей также значились и представители движения "ультрас". Увы, ничего путного из той передачи не получилось, однако сам факт мало-мальского контакта между сторонами уже свидетельствует в пользу полезности акции. В конце концов, в нашей стране по-другому, судя по всему, никак. Тем не менее на текущий момент 24-й сектор нарочито остается разрушенным, и билеты туда распространяться не будут. И хуже от этого будет только команде.
Что касается этой самой команды, то там сплошь и рядом люди Кононова. Даже тренер, которому доверили исполнять обязанности главного, и тот пришел по привычному для Кононова маршруту из Донецка. Почти все болельщики однозначно отмечают, что при Орбу команда выглядит поживей. Однако сам факт назначения главным специалиста, доселе не имевшего самостоятельного опыта на подобной работе, да еще и прибывшего из Донецка и проведшего в городе-герое меньше полугода, выглядит словно издевка по отношению к местным жителям. А ведь Орбу летом заменил легенду севастопольского футбола Валерия Чалого, у которого за спиной имеются успешные результаты в Молдове. Чем не новый Кононов? К слову, поговаривают, что у Чалого имелись определенные недопонимания с белорусским тренером, в результате чего местный специалист был отстранен от работы с дублем, а на его место пожаловал тот самый Орбу.
Думается, ФК Севастополь будет еще долго очухиваться от последствий эпохи Кононова, заслуги которого, откровенно говоря, несколько переоценены. Попросту говоря, команда Пучкова двумя годами ранее набрала в первой лиге больше очков, нежели подопечные Кононова год спустя. В целом, достижения выхода в премьер-Лигу в ситуации, когда все остальные от этого отказались, выглядит откровенно смешно, чтобы об этом говорить вслух. Вот и получается, что во главе ФК Севастополь Кононов умудрился и развалить клубную структуру, посеять раскол в среде болельщиков, и так и не настроить игру команды. И при этом, забыв обо всех сердечных обещаниях о большой стройке и отправившись в Краснодар, он все равно остается уважаемым тренером и человеком.
Восхитительное умение выстраивания собственного имиджа.
Источник: Михаил Петренко, Football. ua